Как вернуть БАДы?
Согласно п.1 Перечня
непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату
или обмену, средства гигиены, лекарственные препараты и некоторые
другие товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях
возврату и обмену не подлежат.
Однако
апелляционным определением Свердловского областного суда от 09.08.2016
по делу N 33-13751/2016 было признано право потребителя вернуть продавцу
восемь упаковок биологически активных добавок и получить назад деньги,
уплаченные по договору купли-продажи, компенсацию морального вреда,
расходы на отправку телеграммы и штраф за отказ удовлетворить требования
потребителя добровольно.
Такое решение суд вынес на том
основании, что истцу не была представлена необходимая и достоверная
информация о товаре, обеспечивающая возможность правильного выбора
(ст.ст. 10, 12 ЗОЗПП).
Продавец сообщил покупателю, что
данные препараты являются дорогостоящими, отсутствуют в открытой
продаже, выпускаются в ограниченном количестве, но при этом только они
позволят вылечить имеющееся у истца заболевание без оперативного
вмешательства.
Уже после совершения покупки
гражданин узнал, что предоставленная продавцом информация не
соответствует действительности (препараты не являются лекарственными,
свободно продаются в аптеках и стоят гораздо дешевле), и предъявил ему
претензию с требованием о расторжении договора купли-продажи, которая
осталась без удовлетворения.
Когда был предъявлен иск в суд,
продавец доказывал, что покупатель не вправе требовать деньги, так как
товар надлежащего качества и информация о нем предоставлена в полном
объеме. Суд первой инстанции поддержал продавца, но апелляционная
инстанция с ним не согласилась, встав на сторону потребителя.
Как вернуть парфюмерию и косметику?
Запрет на обмен и возврат
парфюмерно-косметических средств установлен п.3 Перечня, однако истице
из Казани удалось его обойти благодаря хорошему знанию Закона РФ «О
защите прав потребителей».
История началась с того, что на
презентации косметической продукции женщине, страдающей онкологическим
заболеванием, дали бумаги, которые она не глядя подписала. Только на
следующий день она выяснила, что это были договор купли-продажи
косметической продукции на сумму почти 170 тыс. рублей и кредитный
договор на аналогичную сумму, в счет которого была оплачена продукция.
Женщина обратилась к продавцу с письменным требованием расторгнуть
договор, но в устной форме получила отказ. Пришлось обращаться в суд.
В иске женщина заявила требование о
расторжении подписанных договоров на том основании, что между продавцом и
покупателем не было достигнуто соглашение относительно цены товара и
что информация о составе косметических средств указана только на
английском языке и мелким шрифтом, отсутствуют сведения о
противопоказаниях, чем нарушены положения ст.ст. 8, 10 ЗОЗПП. Суд первой
инстанции истица проиграла, но выиграла апелляцию.
Апелляционным определением Верховного
суда Республики Татарстан от 21.05.2015 по делу N 33-7304/2015
покупателю присуждено 10 000 рублей компенсации морального вреда и 5 000
рублей за отказ продавца добровольно удовлетворить требования
покупателя. Договор на приобретение косметических средств был
расторгнут. При этом судебная коллегия отметила, что информация о
составе косметических средств объективно являлась необходимой ввиду
имевшегося у истицы онкологического заболевания.
Как вернуть постельное белье?
Швейные и трикотажные изделия, в том
числе постельное белье, нельзя обменять или вернуть на основании п.5
Перечня. Однако это удалось сделать покупателю из Санкт-Петербурга,
которого не устроили размеры приобретенного спального комплекта (одеяло,
наматрасник, подушки). Он также обнаружил, что материал не является на
100% шерстью, как это обещал продавец.
Покупатель предъявил продавцу
претензию, а затем иск, где указал, что ему была предоставлена
недостоверная информация о товаре. Кроме того, истец оспорил
принадлежность купленных товаров к постельному белью, настаивая, что в
соответствии с ГОСТ 17037-85, это «постельные принадлежности». Суд
первой инстанции истец проиграл, но выиграл апелляцию (Апелляционное
определение Санкт-Петербургского городского суда от 19.07.2016 N
33-14441/2016 по делу N 2-2233/2016).
Вывод суда первой инстанции о том,
что перечисленные принадлежности являются постельным бельем был признан
ошибочным, а толкование положений ГОСТ 17037-85 — расширительным, причем
были подменены определения «постельное белье» и «постельные
принадлежности». Доводы суда первой инстанции были отклонены в апелляции
как несостоятельные.
Суд не только взыскал цену товара в
размере 64 900 руб., но и неустойку - 64 900 руб., компенсацию
морального вреда - 3 000 руб., штраф - 66 400 руб., расходы на оплату
услуг представителя в размере 2 000 руб. Суд обязал ответчика обеспечить
принятие указанного товара своими силами и за свой счет.
Как вернуть велосипед?
Пункт 10 Перечня запрещает обменивать
и возвращать автомобили, а также мотовелотовары. Однако гражданину
удалось вернуть купленный детский велосипед на том основании, что он
является не велосипедом, а игрушкой (см. Решение мирового судьи
судебного участка №7 Октябрьского района от 29 декабря 2015 г. по делу №
2-7/2016). При этом изначально в претензии покупатель указывал на
ненадлежащее качество велосипеда, но это не подтвердилось актом
комиссионного осмотра (от экспертизы покупатель отказался).
Не успокоившись, покупатель подал иск
в суд, где указал, что товар действительно надлежащего качества, но он
не подходит ребенку по габаритам. В обоснование своих доводов истец
привел п. 74 Систематического товарного словаря, согласно которому к
группе товаров «велосипеды
и мотоциклы» относятся велосипеды мужские, женские и подростковые
(кроме детских). Последние отнесены согласно данному словарю к группе
товаров «игрушки» (п.78), а значит не входят в Перечень и подлежат
обмену или возврату.
Как вернуть автозапчасть, установленную на автомобиль?
Согласно ст. 25 ЗОЗПП
непродовольственный товар надлежащего качества может быть обменен или
возвращен в течение 14 дней, если он не был в употреблении, а также
сохранена упаковка (этикетка товара). Это требование редко удается
соблюсти при покупке автозапчастей, которые требуют установки на
автомобиль и проверки их соответствия, что формально уже является их
эксплуатацией.
Споров в таких ситуациях возникает
много, известны случаи, когда суд становился на сторону покупателей,
пожелавших вернуть не подошедшую запчасть (см., напр., Апелляционное
определение Астраханского областного суда от 26.08.2015 по делу N
33-3037/2015).
В приведенном примере истец приобрел в
магазине запчастей гидрораспределительный блок АКПП на автомобиль, а
после его установки выяснил, что деталь не подходит по комплектации к
его автомобилю. Покупатель обратился в магазин с требованием обменять
товар на аналогичный, которого не оказалось, после чего потребовал
вернуть деньги. Продавец отказался на том основании, что товар уже был в
эксплуатации (вскрыта упаковка, видны следы установки).
Доказать свою правоту покупателю
удалось только в апелляционной инстанции. Решением суда требования были
удовлетворены, суд расторгнул договор купли-продажи, взыскал с ответчика
в пользу истца денежную сумму, неустойку, штраф. Принимая такое
решение, суд исходил из того, что истцом товар был заказан по каталогу,
без непосредственного ознакомления потребителя с товаром, а значит истец
имел право отказаться от товара и потребовать возврата уплаченной за
указанный товар денежной суммы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий